-
Метод песочной терапии
Метод песочной терапии
Игры с песком — это проявление естественной активности ребенка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством, имеет замечательные свойства "заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Идея "терапии песком" была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875—1961 гг.), основателем аналитической терапии.
В Японии существует специальный парк, в котором даже взрослые получают редкую возможность поваляться не только в песке, но и в грязи. Психологи считают, что это великолепное средство профи¬лактики стресса, возможность снять бремя перфекционизма — стремления всегда быть безупречно хорошим, правильным, освободить эмоциональную спонтанность и ребенка, и взрослого.
Игры в песочнице положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей, служат прекрасным средством для развития и самореализации.
Возиться в песке — не каприз, а потребность ребенка. Рыть ямки и насыпать горки необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не прос¬то копается в песке — он строит. С помощью совочка и формочек ребенок создает свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать все, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят возню детей в песочнице, построение замков к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника, пренебрегать ими нельзя. С помощью игр с песком малыш твор¬чески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тре¬нируются и развиваются.
Действия в песке и с песком:
* закапывание друг друга в теплый песок;
* ходьба босиком по песку;
- строительство из влажного песка замка и башни;
• рытье колодца, тоннелей;
- прокладывание дороги для игрушечных автомобилей;
• лепка куличиков, пирожков, тортиков и их украшение.
Немного математики в воде и песке.
Играя в песочнице можно формировать или закреплять некоторые важные началь¬ные математические представления. На наглядных примерах выясните вместе с ребенком, что такое размер и форма предметов, что означают понятия "много", "мало". Используя формочки контрастного размера, предложите детям сделать большие и маленькие куличики. На малышей производит сильное впечатление огромный кулич, сделанный с помощью "настоящего" ведра, наполнен¬ного песком. По ходу работы постоянно отмечайте, для какого куличика потребовалось много песка, а для какого — мало. Используйте слова "пустой", "полный".
Можно предложить детям "испечь" печенье разной формы: треугольное, круглое, квадратное. Для этого могут пригодиться детали крупной геометрической мозаики. Предложите ребенку подобрать подходящий по величине куличик для игрушки: мишке нужен большой куличик, а мышке — малень¬кий. В песке можно вырыть для медвежонка большую берлогу, а для мышонка — маленькую норку. Колодец может быть глубоким или мелким. Дорога, проложенная в песочнице, может быть длинной или короткой. Мальчикам понравится строить гаражи для больших и маленьких машин.
Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все стано¬вится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая карти¬ну из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
В ходе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умения общаться.
Игры с песком можно условно разделить на три направления:
* обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
* познавательные (познается многогранность окружающего мира);
* проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Обучающие игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Несложные упражнения способ¬ствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания
ребенка в дошкольном учреждении:
* "отпечатки наших рук";
-'' отпечатки наших кулачков, пальцев'' ;
* "скользить ладонями по поверхности песка";
* "пройтись пальцами по поверхности песка, как на пианино";
* "оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами" и т. д.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствитель¬ности и мелкой моторики ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание и память. Формируются такие черты личности, как инициативность, самостоятельность, уме¬ние решать "проблемы" в игре. Дошкольник много узнает о свойствах песка и воды.